- Причастие
-
ПРИЧА́СТИЕ — важный термин слав.-рус. религ. традиции, имеющий два осн. значения. 1) Участие, прикосновенность к ч.-л., удел, жребий. "Ко́е бо причастие правде к беззаконию, или ко́е общение свету и тме?" (2 Кор 6:14). 2) Вкушение к.-л. пищи (здесь сущ. "причастие" и гл. "причащаться" требуют после себя род. пад.). "Но поведено, по отпущений Литургии, нечто мало причясти́тись, скудно, от пищи..." (из "Исповедания Ростовского архиеп. Феодосия"). В том случае, когда вкушают не обыкновенную пищу, но "Хлеб жизни" (Иоанн 6.48), являемый христианам в установленном Спасителем Таинстве Евхаристии (Лука 22.19—20), употребляются словосочетания: "причащение Тела и Крови Господних", "приобщение евхаристических даров", "принятие Св. Тайн". Слово "П." (причащение) обозначает как сами св. Дары, так и действие причащающего и причащающегося. Обиходное выражение "таинство причащения" является литургически неоправданным. Готовящийся к принятию и только что принявший св. Дары именуется "причастником", или "общником". "Ве́чери Твоея́ Тайныя́ днесь, Сы́не Божий прича́стника мя приими́... "Благодарю Тя, Господи Бо́же мой, я́ко не отри́нул мя еси́ грешнаго, но о́бщника мя бы́ти святынь Твоих сподо́бил еси́..." (из молитв до и после П.). Процесс приготовления к П. называется "гове́ньем" и состоит в посте, посещении богослужений и исполнении особого чина, именуемого "Последование перед св. причащением" (помещается в Молитвослове). Причащение клириков и мирян является конечной целью совершения таинства Евхаристии, составляющего смысловой центр Божественной Литургии. Верующий принимает св. Дары "во оставление грехов и в жизнь вечную" (слова, произносимые архиереем или священником, преподающим П.). "Отцы Церкви считали грехом, если человек был на Литургии и ушел, не причастившись. Но постепенно обычай частого П. стали забывать. Кончилось тем, что до рев-ции люди принимали св. Тайны раз в год (постом) или перед смертью. [...] В наши дни Русская Православная Церковь постепенно возвращается к практике частого П." (Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ. Брюссель, 1980. С. 67—69). Верующие причащатся в храме (церкви, молитвенном доме), во время Литургии (больных дозволено приобщать на дому т. н. "запасными Дарами"), по окончании евхаристического канона (анафоры) и общего пения молитвы "Отче наш..." Священнослужители в алтаре (как апостолы на Тайной вечере) причащаются так, как причащались все христиане др. Церкви: принимая в ладонь прав. руки св. Тело, испивают затем св. Крови непосредственно из чаши. В это время поется "причастный стих" или "причастен" ("киноник"). Мирян ради удобства уже давно причащают из "лжицы". (В Католич. Церкви мирянам преподается только св. Тело — т. н. "облатка".) Младенцы в правосл. храме причащаются одной св. Кровью. По окончании П. священнослужителей Царские врата отверзаются и звучит обращенный к молящимся в храме возглас диакона: "Со страхом Божиим и верою приступите!" Стоя на амвоне со св. Чашей в руках, священник громко читает молитву св. Иоанна Златоуста ("Верую, Господи, и исповедую..."), повторяемую вслед за ним верующими. "И прочитав сие исповедание, уже не так, как к иерею, но как к самому огенному серафиму, приступает каждый, готовясь раскрытыми устами принять с святой ложки тот огнепальный угль Святого Тела и Крови Господа, к-рый долженствует в нем попалить, как тленный хворост, весь черный дрязг его прегрешений, изгнав вечную ночь из души его, превратив его самого в просветленного серафима" (Гоголь Н. Размышления о Божественной Литургии). После принятия св. Тайн, в воспоминание др.-христ. братских трапез, причастникам дают "теплоту", или "запивку" (вино, разбавленное водой) и частичку просфоры.
Лит.: Туницкий Н. Древние сказания о чудесных явлениях Младенца Христа в Евхаристии // Богосл. Вестн. 1900. № 5; Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Сергиев Посад, 1906; Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика // Живое предание. Париж, 1937; Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952.
Причастие
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.